Использование элементов ТРИЗ
при проведении музыкально-дидактических игр.
ТРИЗ – это форма решения изобретательных задач.
Эта теория превращает производство новых идей в точную науку: Решение изобретательных задач – вместо поисков вслепую, - система логических операций. ТРИЗ – это, действительно, важный инструмент для реализации творческой личности – это полный отход от стереотипов.
ТРИЗ – это не наука, не методика, это скорее всего технология.
У каждого воспитателя ТРИЗ будет свой и зависит это от самих детей, с которыми работает воспитатель, от условий, обстановки и обстоятельств. Здесь не только дети «зависят» от воспитателя, но и воспитатель «зависит» от детей. Слово «зависимость» понимается здесь не как авторитарность, а как получение информации, навыков, знаний.
Что развивает в детях ТРИЗ?
- Творческое мышление
- Память
- Воображение
- Фантазию
Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.
Вывод: прежде чем научить ребенка фантазировать надо дать ему знания. Элементы и методы ТРИЗ сложно использовать во всех занятиях (математика, изо, музыка), а так же во внеучебное время в виде игр.
ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др., - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей:
I Ладовое чувство (эмоциональное переживание, проявляющиеся при восприятии музыки, как прочувственное восприятие)
- «Личная аналогия»
- «Хорошо – плохо»
- «оживление предметов» и др.
II Музыкально – слуховые представления (это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она является слуховым компонентом музыкального слуха).
- «Символическая аналогия»
- «Фантастическое восприятие» и др.
III Чувство ритма (это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку).
- «Оживление предметов»
- «Фантастическое умножение»
- «Символическая аналогия» и др.
Кроме этого ТРИЗ помогает повысить общий музыкальный уровень детей; формировать не просто положительное отношение к музыке, а интерес к ней, желание слушать, петь, играть и, наконец, понимать и восхищаться музыкой.
Вводя ТРИЗ в музыкальные занятия необходимо соблюдать несколько правил:
- Прежде занятие, фантазия потом.
- ТРИЗом или заниматься систематически, или не заниматься вообще.
- Помни основную цель: развитие творческих способностей через музыку.
Самое главное: ТВОРЧЕСТВУ НАДО ОБУЧАТЬ!
Рецензия:
ТРИЗ -уголок в музыкальном зале.
"Мастерская музыкальных инструментов"
Команда нашего детского сада принимает участие в городском смотре-конкурсе уголков ТРИЗ в детском саду.