Статья на сайте МААМ.РУ

 

Использование элементов ТРИЗ

при проведении музыкально-дидактических игр.

 

ТРИЗ – это форма решения изобретательных задач.

Эта теория превращает производство новых идей в точную науку: Решение изобретательных задач – вместо поисков вслепую, - система логических операций. ТРИЗ – это, действительно, важный инструмент для реализации творческой личности – это полный отход от стереотипов.

ТРИЗ – это не наука, не методика, это скорее всего технология.

У каждого воспитателя ТРИЗ будет свой и зависит это от самих детей, с которыми работает воспитатель, от условий, обстановки и обстоятельств. Здесь не только дети «зависят» от воспитателя, но и воспитатель «зависит» от детей. Слово «зависимость» понимается здесь не как авторитарность, а как получение информации, навыков, знаний.

Что развивает в детях ТРИЗ?

  • Творческое мышление
  • Память
  • Воображение
  • Фантазию

Но для того, чтобы начать фантазировать у ребенка должны быть знания и некоторый опыт. Фантазия возникает на базе реальности. Чем богаче знания и опыт, тем богаче воображение.

Вывод: прежде чем научить ребенка фантазировать надо дать ему знания. Элементы и методы ТРИЗ сложно использовать во всех занятиях (математика, изо, музыка), а так же во внеучебное время в виде игр.

ТРИЗ на музыкальных занятиях помимо своей основной задачи – развитие памяти, воображения и др., - имеет и другую, не менее важную задачу: формирование музыкальных способностей:

I Ладовое чувство (эмоциональное переживание, проявляющиеся при восприятии музыки, как прочувственное восприятие)

  1. «Личная аналогия»
  2. «Хорошо – плохо»
  3. «оживление предметов» и др.

II Музыкально – слуховые представления (это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она является слуховым компонентом музыкального слуха).

  1. «Символическая аналогия»
  2. «Фантастическое восприятие» и др.

III Чувство ритма (это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку).

  1. «Оживление предметов»
  2. «Фантастическое умножение»
  3. «Символическая аналогия» и др.

Кроме этого ТРИЗ помогает повысить общий музыкальный уровень детей; формировать не просто положительное отношение к музыке, а интерес к ней, желание слушать, петь, играть и, наконец, понимать и восхищаться музыкой.

Вводя ТРИЗ в музыкальные занятия необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Прежде занятие, фантазия потом.
  2. ТРИЗом или заниматься систематически, или не заниматься вообще.
  3. Помни основную цель: развитие творческих способностей через музыку.

Самое главное: ТВОРЧЕСТВУ НАДО ОБУЧАТЬ!

Рецензия:

ТРИЗ -уголок в музыкальном зале.


 

"Мастерская музыкальных инструментов"

Команда  нашего детского сада принимает участие в городском смотре-конкурсе уголков ТРИЗ в детском саду.