Вариативность использования музыкально-дидактических игр.
Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Музыкально-дидактические игры, разнообразные по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука, планомерно развивают высотный и ритмический, динамический и тембровый слух. А музыкальный слух, в свою очередь позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности. Многообразные задачи, которые детям приходится решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, развивают внимание находчивость, инициативу. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся для детей своеобразным стимулом петь, слушать, играть и танцевать. Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют развитию творческих способностей.
Для того, чтобы решать все многообразие задач по музыкальном воспитанию, не обязательно использовать большое количество новых игр. Подчас удается использовать разные варианты одной и той же игры. Например, в своей работе я использую музыкально дидактическую игру с движением «Ручейки» (Автор песни Анна Галлямова). Каждый раз игра проводится в разных вариантах. Это позволяет сохранить интерес воспитанников к данной игре, лучше сформировать определенные навыки и /или добавить новые цели и задачи.
- 1 вариант игры:
Музыкально дидактическая игра с движением «Ручейки»
Цель: слышать начало и окончание музыки, своевременно начинать и заканчивать движения, определять части музыкального произведения; закреплять умение детей выполнять легкий танцевальный бег; совершенствовать навык ориентировки в пространстве.
Ход: на первую часть музыки дети выполняют легкий танцевальный бег врассыпную. По окончанию части педагог говорит, сколько кругов необходимо построить детям. На вторую часть музыки дети строят необходимое число кругов. Дальше игра повторяется сначала, каждый раз меняется количество кругов (от одного до четырех). Используется вариант фонограммы с голосом (плюс).
- 2 вариант игры:
Музыкально дидактическая игра с движением «Ручейки»
Цель: слышать начало и окончание музыки, своевременно начинать и заканчивать движения, определять части музыкального произведения; закреплять умение детей выполнять легкий танцевальный бег; совершенствовать навык ориентировки в пространстве. Продолжать знакомство с музыкальными инструментами, формировать чувство ритма.
Ход: на первую часть музыки дети выполняют легкий танцевальный бег врассыпную. По окончанию части педагог поет, на каком инструменте играют дети (можно использовать 1-4 музыкальных инструмента: кастаньеты, маракасы, бубен, ложки и др.). На вторую часть дети поднимают с пола названный музыкальный инструмент и играют на нем. Используется фонограмма без голоса (минус).
- 3 вариант игры:
Музыкально дидактическая игра с движением «Ручейки»
Цель: слышать начало и окончание музыки, своевременно начинать и заканчивать движения, определять части музыкального произведения; закреплять умение детей выполнять легкий танцевальный бег; совершенствовать навык ориентировки в пространстве.
Ход: на первую часть музыки дети выполняют легкий танцевальный бег врассыпную. На вторую часть дети занимают обручи, расположенные на полу. Дети, которым обруча не хватило, садятся на стульчики. Игра идет «на выбывание», то есть каждый раз количество обручей уменьшается. Используется вариант фонограммы с голосом (плюс).
- 4 вариант игры:
Музыкально дидактическая игра с движением «Ручейки»
Цель: слышать начало и окончание музыки, своевременно начинать и заканчивать движения, определять части музыкального произведения; закреплять умение детей выполнять легкий танцевальный бег; совершенствовать навык ориентировки в пространстве. Отрабатывать танцевальные движения (хлопки, кружения, и др.).
Ход: на первую часть музыки дети выполняют легкий танцевальный бег врассыпную или по кругу. На вторую часть дети выполняют какие-либо танцевальные движения. Таким образом, игра превращается в танец. Используется фонограмма без голоса (минус).
Все виды игр и вариант «Танец» возможно использовать не только на музыкальных занятиях, но и на развлечениях, праздниках и утренниках. По такому же принципу можно придумывать различные варианты любых музыкально-дидактических игр.
Учитывая особенности каждого ребёнка, воспитатель умело использует индивидуальный подход к нему, стремится развивать музыкальные способности у каждого.
Таким образом, продуманные и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию творческих способностей, музыкального слуха, чувства ритма, общему музыкальному развитию.