Музыкально-дидактическая игра

«Музыкальные прятки»

(на основе технологии Натальи Коняхиной)

Возраст: 5-7 лет

Скачать

 

1 комплект игровых карточек: «Детские музыкальные инструменты».

Задачи: закреплять знание детей о детских музыкальных инструментах (ДМИ), их название, внешний вид, способ игры на инструменте, продолжать формировать умение различать звуки ДМИ на слух и соотносить их с карточкой.

Ход: Педагог (в дальнейшем-ребенок) показывает детям ДМИ, вспоминает их название. Предлагает детям послушать, вспомнить, как они звучат. После этого дети закрывают глаза. Педагог играет на каком-либо из показанных ДМИ и предлагает найти карточку с изображением данного инструмента.

Усложнение:

  • Увеличить количество ДМИ;
  • Предложить найти карточку «на скорость» (кто первый?);
  • Играть по типу игры «Мемори»
  • Играть командами (чья команда найдет больше инструментов).

Список ДМИ:

колотушка

кастаньеты детские

ложки

трещотки

бубенцы

металлофон

ксилофон

дудка

барабан

треугольник

бубен

колокольчик

маракасы

 

2 комплект игровых карточек: «П.И. Чайковский «Детский альбом».

Задачи: формировать музыкальный слух; повторить знакомые детям музыкальные произведения, соотносить пьесу с карточкой (изображением).

Ход: Игра проводится в качестве закрепления, после знакомства с пьесами «Детского альбома» П.И. Чайковского. Педагог (в дальнейшем-ребенок) предлагает детям вспомнить знакомы музыкальные произведения. Включает (или проигрывает) отрывок из пьесы. После этого дети находят карточку с соответствующим изображением.

Усложнение:

  • Предложить найти карточку «на скорость» (кто первый?);
  • Постепенно увеличивать количество музыкальных произведений;
  • Играть командами (чья команда отгадает больше произведений)

Произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского:

«Вальс»

«Камаринская»

«Баба Яга»

«Игра в лошадки»

«Мама»

«Песня жаворонка»

«Новая кукла»

«В церкви»

«Марш деревянных солдатиков»

«Болезнь куклы»

«Зимнее утро»

«Шарманщик поет»

 

3 комплект игровых карточек: «Диатонические колокольчики»

Задачи: закрепить знания детей о диатонических колокольчиках, их название, соответствие определенному звуку и цветовое обозначение; соотносить название нот и их расположение на нотном стане.

Ход: Игра проводится в процессе знакомства с диатоническими колокольчиками и в ходе закрепления знаний.  Чаще используется для работы на занятиях по дополнительному образованию (кружок «Веселый оркестр»).

1 вариант: Педагог показывает колокольчик, звенит им, предлагает детям вспомнить, как он называется и найти соответствующую карточку;

2 вариант: Педагог звенит колокольчиком, а дети угадывают на слух и находят карточку с нужным колокольчиком;

3 вариант: Педагог предлагает найти пару к каждому колокольчику (вторая карточка-расположение на нотном стане)

 

4 комплект игровых карточек: «Эмоции и настроение в музыке»

Задачи:продолжать развивать ладовое чувство, закреплять умение различать характер музыки, свое настроение, находить соответствующие карточки.

Ход: Игра используется в процессе слушания музыкальных произведений для определения характера музыки и/ или ее частей; в качестве рефлексии –обозначить сове настроение на занятии или после прослушивания музыкального фрагмента.

1 вариант: Педагог в ходе обсуждения характера музыки просит найти карточку,соответствующую характеру музыкального произведения или какой-либо из его частей.

2 вариант: Педагог предлагает детям обозначить свое настроение после прослушивания музыкального произведения или выразить свое настроение по окончанию занятия, найдя карточку с соответствующим настроением.

 

Особенности использования игры:

  • Возможно использовать игру на занятии и/ или в индивидуальной работе (опираясь на знания каждого конкретного ребенка), позволяет использовать разные варианты игры, делая ее доступной воспитанникам с разным уровнем развития;
  • Подходит для работы с детьми ОВЗ (дети с ОНР, слабослышащие дети и др.) для активизации их на занятии;
  • Позволяет поддерживать интерес к уже знакомым материалам, совершенствует поисковую деятельность и взаимодействие воспитанников в паре или команде;
  • Облегчает адаптацию и социализацию дошкольников в группе сверстников;
  • Можно включать в развлечения и праздники, как конкурсное задние соревновательного характера, веселый аттракцион;
  • Различное оформление первого слоя карточек (мешочек, коробка, снежинка, осенний лист и др.)- все это помогает использовать одни и те же игры в разные сезоны и в разных сюжетных занятиях.