Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальные прятки»
(на основе технологии Натальи Коняхиной)
Возраст: 5-7 лет
1 комплект игровых карточек: «Детские музыкальные инструменты».
Задачи: закреплять знание детей о детских музыкальных инструментах (ДМИ), их название, внешний вид, способ игры на инструменте, продолжать формировать умение различать звуки ДМИ на слух и соотносить их с карточкой.
Ход: Педагог (в дальнейшем-ребенок) показывает детям ДМИ, вспоминает их название. Предлагает детям послушать, вспомнить, как они звучат. После этого дети закрывают глаза. Педагог играет на каком-либо из показанных ДМИ и предлагает найти карточку с изображением данного инструмента.
Усложнение:
- Увеличить количество ДМИ;
- Предложить найти карточку «на скорость» (кто первый?);
- Играть по типу игры «Мемори»
- Играть командами (чья команда найдет больше инструментов).
Список ДМИ:
колотушка
кастаньеты детские
ложки
трещотки
бубенцы
металлофон
ксилофон
дудка
барабан
треугольник
бубен
колокольчик
маракасы
2 комплект игровых карточек: «П.И. Чайковский «Детский альбом».
Задачи: формировать музыкальный слух; повторить знакомые детям музыкальные произведения, соотносить пьесу с карточкой (изображением).
Ход: Игра проводится в качестве закрепления, после знакомства с пьесами «Детского альбома» П.И. Чайковского. Педагог (в дальнейшем-ребенок) предлагает детям вспомнить знакомы музыкальные произведения. Включает (или проигрывает) отрывок из пьесы. После этого дети находят карточку с соответствующим изображением.
Усложнение:
- Предложить найти карточку «на скорость» (кто первый?);
- Постепенно увеличивать количество музыкальных произведений;
- Играть командами (чья команда отгадает больше произведений)
Произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского:
«Вальс»
«Камаринская»
«Баба Яга»
«Игра в лошадки»
«Мама»
«Песня жаворонка»
«Новая кукла»
«В церкви»
«Марш деревянных солдатиков»
«Болезнь куклы»
«Зимнее утро»
«Шарманщик поет»
3 комплект игровых карточек: «Диатонические колокольчики»
Задачи: закрепить знания детей о диатонических колокольчиках, их название, соответствие определенному звуку и цветовое обозначение; соотносить название нот и их расположение на нотном стане.
Ход: Игра проводится в процессе знакомства с диатоническими колокольчиками и в ходе закрепления знаний. Чаще используется для работы на занятиях по дополнительному образованию (кружок «Веселый оркестр»).
1 вариант: Педагог показывает колокольчик, звенит им, предлагает детям вспомнить, как он называется и найти соответствующую карточку;
2 вариант: Педагог звенит колокольчиком, а дети угадывают на слух и находят карточку с нужным колокольчиком;
3 вариант: Педагог предлагает найти пару к каждому колокольчику (вторая карточка-расположение на нотном стане)
4 комплект игровых карточек: «Эмоции и настроение в музыке»
Задачи:продолжать развивать ладовое чувство, закреплять умение различать характер музыки, свое настроение, находить соответствующие карточки.
Ход: Игра используется в процессе слушания музыкальных произведений для определения характера музыки и/ или ее частей; в качестве рефлексии –обозначить сове настроение на занятии или после прослушивания музыкального фрагмента.
1 вариант: Педагог в ходе обсуждения характера музыки просит найти карточку,соответствующую характеру музыкального произведения или какой-либо из его частей.
2 вариант: Педагог предлагает детям обозначить свое настроение после прослушивания музыкального произведения или выразить свое настроение по окончанию занятия, найдя карточку с соответствующим настроением.
Особенности использования игры:
- Возможно использовать игру на занятии и/ или в индивидуальной работе (опираясь на знания каждого конкретного ребенка), позволяет использовать разные варианты игры, делая ее доступной воспитанникам с разным уровнем развития;
- Подходит для работы с детьми ОВЗ (дети с ОНР, слабослышащие дети и др.) для активизации их на занятии;
- Позволяет поддерживать интерес к уже знакомым материалам, совершенствует поисковую деятельность и взаимодействие воспитанников в паре или команде;
- Облегчает адаптацию и социализацию дошкольников в группе сверстников;
- Можно включать в развлечения и праздники, как конкурсное задние соревновательного характера, веселый аттракцион;
- Различное оформление первого слоя карточек (мешочек, коробка, снежинка, осенний лист и др.)- все это помогает использовать одни и те же игры в разные сезоны и в разных сюжетных занятиях.